Новости

Подписаться на RSS
2023 2021 2020 2015 2014 За все время

Работодатели станут выдавать справку о среднем заработке по последнему месту работы лишь в 2 случаях

Минтруд разработал новый порядок расчета среднего заработка по последнему месту работы. Проект сейчас на общественном обсуждении. По нему средний заработок орган занятости должен рассчитывать сам на основании сведений о выплатах, на которые начисляли пенсионные взносы. Похожий порядок сейчас применяют как временный.

Бывшие работодатели станут выдавать справки, только если органу занятости определить средний заработок не удастся. Это возможно, если в расчетный период:

- физлицо было в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком;

- либо его доход не облагался пенсионными взносами.

Сами правила расчета среднего заработка для работодателя изменять не планируют.

Возврат переплаты: суд посчитал срок от проверки, после которой контрагенты уточнили обязательства

Инспекция по результатам выездной проверки доказала дробление бизнеса: организация передавала часть работ взаимозависимым контрагентам на УСН. Суд подтвердил позицию налоговиков, а контрагентам разрешил скорректировать обязательства по спецрежиму. Налогоплательщик воспользовался этим шансом и подал заявление на возврат переплаты. Инспекция отказала, ссылаясь на истечение 3 лет.

Рассматривая уже новый спор, суды посчитали, что налогоплательщик может вернуть переплату. Он узнал о нарушении своего права по результатам выездной проверки. С этого момента начинается срок на возврат. Причем важно не только то, когда заявитель узнал или мог узнать о переплате, но и то, когда он узнал о нарушении своих прав.

Отметим, ранее ВС в похожей ситуации принял иное решение, поскольку нижестоящие суды посчитали: налогоплательщик знал о том, что необоснованно применял УСН и уплатил налог по спецрежиму.

Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 15.06.2021 N Ф07-7726/2021

Как нельзя исчислять срок исковой давности по требованию досрочно вернуть кредит, определил ВС РФ

Заемщик перестал вносить ежемесячные минимальные платежи по кредиту. Чтобы вернуть весь долг, банк получил судебный приказ. После его отмены банк подал иск о взыскании долга. Заемщик заявил о пропуске срока исковой давности.

Первая инстанция банку отказала. Когда он обратился за судебным приказом, то согласно правилу ГК РФ досрочно потребовал всю сумму кредита и тем самым изменил срок исполнения обязательства. Приказ отменили в декабре 2015 года, а банк подал иск в сентябре 2019 года, т.е. он пропустил срок исковой давности.

Апелляция посчитала иначе. По ее мнению, срок нужно исчислять отдельно по каждому ежемесячному платежу за 3 года до подачи иска. Поскольку этого не сделали, она направила дело на новое рассмотрение в первую инстанцию. Кассация поддержала такой подход. Затем первая инстанция иск удовлетворила.

ВС РФ отменил все судебные акты, начиная с определения апелляции. Банк действительно изменил срок возврата кредита, когда обратился за судебным приказом. В этой ситуации рассчитывать срок исковой давности по каждому платежу нельзя. Апелляции придется рассмотреть дело заново.

Документ: Определение ВС РФ от 29.06.2021 N 66-КГ21-8-К8

ФНС разъяснила, нужны ли уточненки, если налог с декабрьской зарплаты отразили в 6-НДФЛ за I квартал

Налоговики рассмотрели ситуацию: зарплату за декабрь 2020 года выплатили 31 декабря. В разд. 2 годового 6-НДФЛ ее не отразили. Удержанный НДФЛ с нее включили в разд. 1 расчета за I квартал.

По мнению ведомства, такую зарплату нужно отразить в 6-НДФЛ за 2020 год. Затрагивать расчет за I квартал не надо. Однако включение удержанного НДФЛ в разд. 1 этого отчета не занижает и не завышает налог. Подавать уточненки за 2020 год и I квартал 2021 года не нужно.

ФНС уже высказывала такую точку зрения по поводу уточненного расчета за I квартал.

Напомним, согласно порядку заполнения новой формы в разд. 1 указывают данные о налоге, который удержали за 3 месяца отчетного периода.

Документы: Письмо ФНС России от 21.05.2021 N БС-4-11/7029@

Для юридических и бухгалтерских компаний введут отдельные требования к правилам внутреннего контроля

Правительство утвердило специальные требования к правилам внутреннего контроля, в частности, для юридических, бухгалтерских, аудиторских компаний, адвокатов и нотариусов. Документ вступит в силу 13 января 2022 года. Действующие до этого дня правила нужно привести в соответствие с новыми требованиями не позднее 13 февраля того же года.

Правила нужно будет оформлять на бумаге или в электронном виде. В последнем случае их следует заверить квалифицированной электронной подписью, например, руководителя компании, адвоката или нотариуса. Сейчас правила составляют на бумаге.

Обязательных программ, которые нужно включить в правила, станет меньше. Новые требования не предусматривают программы:

- документального фиксирования информации;

- приостановления операций;

- действий в случае отказа выполнить распоряжение клиента совершить операцию.

Правительство предусмотрело и другие изменения.

Документ: Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 N 1188

КС РФ защитил право взыскивать судебные расходы с некоторых госорганов

По административному иску гражданина действия межмуниципального отдела МВД признали незаконными. В пользу гражданина взыскали судебные расходы и выдали исполнительный лист. Заявитель направил его в управление Казначейства.

Исполнительный лист вернули, поскольку в органах Казначейства нет лицевых счетов этого отдела МВД. Тогда гражданин попросил суд возложить исполнение решения о взыскании расходов на получателя бюджетных средств - вышестоящий орган МВД. Суды всех инстанций навстречу не пошли. При этом апелляция указала: гражданин фактически просит заменить ответчика, что нельзя сделать на стадии исполнения.

Затем заявителю не удалось взыскать расходы солидарно в субсидиарном порядке с МВД, его некоторых подразделений и Минфина. Истцу пояснили, что он вправе обжаловать решение о взыскании расходов или подать заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам. Гражданин обратился в КС РФ.

КС РФ среди прочего отметил: исполнить судебный акт в отношении госоргана, у которого нет лицевого счета в органах Казначейства, на практике невозможно. При этом суды не позволяют изменить способ и порядок исполнения решения и не возлагают обязанность его исполнять на главного распорядителя бюджетных средств или на казну РФ.

Фактически от взыскателя требуют подать заявление о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам с привлечением ответчика, у которого есть лицевой счет. Это влечет неоправданные расходы взыскателя и бюджета, а также противоречит Конституции.

КС РФ постановил внести в законодательство изменения. До этого момента суды обязаны по заявлению взыскателя привлекать к субсидиарной ответственности вышестоящий госорган, у которого есть лицевой счет в органах Казначейства.

Документ: Постановление КС РФ от 15.07.2021 N 37-П

Страхователь смог через суд снизить штраф в 4 раза и взыскать с ПФР госпошлину

Предприниматель сдал СЗВ-СТАЖ на месяц позже. Фонд оштрафовал его на 12 тыс. руб. ИП не согласился с размером санкции и обратился в суд. АС Северо-Кавказского округа посчитал незаконным штраф больше 3 тыс. руб. Смягчающими обстоятельствами стало то, что предприниматель:

- впервые нарушил срок подачи отчетности;

- не имеет задолженности по взносам;

- признал вину и не имел умысла уклоняться от сдачи отчетности или уплаты взносов.

Кроме того, правонарушение не причинило ущерба бюджету.

Поскольку требование предпринимателя частично удовлетворили, с ПФР взыскали госпошлину. Фонд пытался признать такое распределение судебных расходов неправомерным. Однако суд отметил: страхователь смог добиться восстановления своих прав, только оспорив решение фонда. Значит, ему должны компенсировать эти затраты.

Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 16.06.2021 по делу N А53-22787/2020

ВС РФ рассказал, как считать сроки на взыскание налоговой недоимки

Налоговики пытались взыскать с организации налог, пени и штрафы, которые доначислили по итогам проверки, ведь добровольно требование не было исполнено. Компания ссылалась на то, что инспекция затянула сроки проверки и утратила право на взыскание. Разбираясь в ситуации, ВС РФ сформулировал такой подход.

Меры принудительного взыскания по НК РФ - это последовательные этапы единого порядка. Есть две разные административные процедуры: производство по делу о нарушении налогового законодательства и исполнение решения, которое приняли по результатам такого производства.

Когда проверяют сроки взыскания, оценивают своевременность действий инспекции на стадии исполнения решения. Сроки здесь начинают течь с выставления требования об уплате налога. Поэтому само по себе нарушение срока проверки не имеет значения при оценке правомерности действий налоговиков на стадии взыскания задолженности, ведь оно может произойти по разным причинам (долгий ответ от иностранных органов, непоступление ответов на запросы налоговиков, обеспечение прав налогоплательщика на ознакомление с результатами проверки и т.д.).

Однако длительный срок самой налоговой проверки могут признать недопустимым, если в результате мер налогового контроля становится слишком много или они не ограничены по времени. Для этого в НК РФ установили двухлетний предельный срок, после истечения которого инспекция теряет возможность взыскания. Этот период начинается с момента истечения срока на добровольное исполнение требования по уплате налога и поглощает иные сроки промежуточных действий по взысканию.

Таким образом, нарушение сроков проверки не лишает инспекцию права на взыскание, но ограничивает возможность этого взыскания пределами двух лет.

По обстоятельствам спора выяснилось, что камеральная проверка шла дольше на 4 месяца. Однако двухлетний срок инспекция не нарушила. Значит, взыскивать недоимку она могла.

Документы: Определение ВС РФ от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135

Заемщиков-потребителей защитят от навязывания дополнительных услуг

Кредиторам запретят проставлять отметку о согласии на допуслуги в заявлении физлица о предоставлении кредита. Поправка в Закон о потребительском кредите вступит в силу с 30 декабря.

Сейчас некоторые кредиторы заранее печатают документ с отметкой о согласии. Подписывая заявление, потребитель не может отказаться от ненужных услуг. Суды признают это нарушением.

Документ: Федеральный закон от 02.07.2021 N 328-ФЗ

С 2022 года сдавать бухотчетность в другие госорганы помимо налоговой не нужно

Изменения затрагивают тех, кто регулярно или по необходимости обязан подавать отчеты в госорганы. Поправки внесли, например, в законы о туристской деятельности, о муниципальных и унитарных предприятиях, об участии в долевом строительстве.

По общему правилу госорганы смогут получить информацию из государственного ресурса бухотчетности (ГИР БО). Поэтому сдавать отчетность снова организация не обязана. Исключение - ее освободили от подачи документов для ресурса (ст. ст. 2, 4, 5 закона). В этом случае необходимую отчетность и аудиторское заключение по ней, если оно нужно, все же придется представить в госорган.

Документы: Федеральный закон от 02.07.2021 N 352-ФЗ