В марте 2010 года компания, перечисляя в Пенсионный фонд страховые взносы, ошибочно указала в платежке КБК, предназначенный для уплаты налогов. Деньги в фонд не поступили, но образовалась излишняя уплата на счетах Федерального казначейства по платежам, администрируемым налоговыми органами. Поэтому в июле 2010 года организация повторно перечислила страховые взносы уже по правильному КБК.
В 2012 году в связи со сменой адреса и инспекции компания подписала с налоговиками акты сверки, в которых фигурировала переплата по страховым взносам. Соответственно в ноябре 2012 года компания обратилась в инспекцию с заявлением о возврате излишне перечисленной суммы. Но получила отказ с пометкой, что заявление о возврате страховых взносов должно быть подано в территориальный орган ПФР.
В декабре 2012 года компания повторно обратилась в инспекцию, но ответа не получила.
В октябре 2013 года организация подала заявление о возврате излишне уплаченных взносов в территориальное отделение ПФР, но получила отказ в связи с пропуском трехлетнего срока.
В итоге компания была вынуждена пойти в суд. Первые две инстанции отказали в удовлетворении ее требований по следующим основаниям. Контроль за уплатой страховых взносов осуществляет ПФР (ст. 27 Федерального закона от 24.07.09 № 213-ФЗ).
Компания должна была в течение трех лет с момента перечисления денег подать заявление не в инспекцию, а в территориальный орган ПФР, о чем ей письменно сообщили налоговики. Однако организация проигнорировала разъяснения контролеров, бездействие инспекции не обжаловала и подала заявление в ПФР позже трех лет. То есть, по мнению суда, она сознательно пропустила установленный срок.
Однако кассационная инстанция встала на сторону компании, указав на следующее. Принимать решение о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет вправе администратор доходов бюджета (ст. 160.1 Бюджетного кодекса). Главным администратором налоговых и неналоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ, в 2010 году являлась Федеральная налоговая служба.
В ошибочной платежке компания указала КБК, первые три цифры которого соответствуют администратору доходов бюджетов — Федеральной налоговой службе. В качестве получателя указана налоговая инспекция. Значит, право принимать решение о возврате этой суммы принадлежит также налоговому органу.
Следовательно, в 2012 году компания обратилась в надлежащий орган и в пределах установленногостатьей 78 НК РФ трехлетнего срока.