За 2004–2009 годы компания приобрела несколько основных средств, права на которые подлежат госрегистрации. Она ввела их в эксплуатацию до 1 января 2012 года, начала амортизировать в налоговом учете, однако по состоянию на 1 января 2013 года так и не зарегистрировала права на них.
При камеральной проверке уточненной декларации по налогу на прибыль за 2012 год инспекторы исключили суммы амортизации из состава налоговых расходов. Контролеры опирались на пункт 11статьи 258 НК РФ (в ред. 2012 года), согласно которому основные средства, права на которые подлежат госрегистрации, включаются в состав амортизационной группы с момента подачи документов на такую регистрацию.
Компания не согласилась с доначислением налога на прибыль и обратилась с иском в суд, приведя следующую аргументацию. В пункте 4 статьи 259 НК РФ в ред. 2012 года прямо прописано, что начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения в эксплуатацию.
Момент возникновения права на начисление амортизации связан только с введением объекта в эксплуатацию и не зависит от условий, обозначенных в пункте 11 статьи 258 НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.12 № 6909/12). Лишение налогоплательщика права амортизации на незарегистрированные, но введенные в эксплуатацию объекты и ее учета в составе расходов противоречит пункту 4 статьи 259 НК РФ. Президиум ВАС РФ исходил из того, что отсутствие регистрации из-за несвоевременного оформления не может рассматриваться как основание для лишения налогоплательщика права на учет расходов по такому объекту. Конечно, если он отражен в качестве основного средства в бухучете с определением первоначальной стоимости, введен в эксплуатацию и используется в производственной деятельности. В рассматриваемом деле компания выполнила все эти условия.
Кроме того, с 2013 года пункт 11 статьи 258 НК РФ утратил силу, а в пункте 4 статьи 259 прямо прописали, что дата начала амортизации не зависит от даты госрегистрации объекта.
Налоговики пытались воспользоваться статьей 3.1 Федерального закона от 29.11.12 № 206-ФЗ, которая была введена Федеральным законом от 23.07.13 № 215-ФЗ. Согласно этой норме, начисление амортизации по объектам, права на которые подлежат госрегистрации и которые введены в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию таких прав.
Однако суд отклонил доводы контролеров. Федеральный закон от 23.07.13 № 215-ФЗ вступил в силу лишь в августе 2013 года, поэтому он не может устанавливать дополнительные условия по учету расходов в 2012 году, постфактум ухудшая тем самым положение налогоплательщика. Даже несмотря на то, что при подаче уточненки за 2012 год компания уже знала об этом новом правиле.
В итоге суд пришел к выводу, что как до 1 января 2013 года, так и после этой даты момент начисления амортизации связан только с моментом введения объекта в эксплуатацию и не зависит от даты подачи документов на госрегистрацию. Все три инстанции приняли решение в пользу налогоплательщика.
Мнение контролеров
Минфин России настаивал на том, что амортизировать основные средства, введенные в эксплуатацию до 2012 года, можно только с месяца документального подтверждения подачи документов на госрегистрацию. Такие выводы содержатся в письмах финансового ведомстваот 22.04.13 № 03-03-06/4/13773, от 29.03.13 № 03-03-06/1/10161, от 05.04.13 № 03-03-06/4/11151.
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 11.06.15 № А10-4672/2014