О сроках истребования документов
Последний день проведения выездной налоговой проверки в отношении компании — 13 декабря 2013 года. В этот день она получила справку о проведенной проверке и два требования о представлении документов.
Компания отказалась выполнять их, так как 10 дней, отведенные для этого, выходят за рамки проверки. Она обратилась в суд с заявлением о признании выставленных требований незаконными. Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика, однако последующие инстанции, включая Верховный суд РФ, приняли сторону контролеров.
Во время составления акта по итогам проверки можно анализировать документы
Контролеры подтвердили, что НК РФ не предусматривает возможности оставить требование без исполнения, когда оно выставлено в последние дни выездной проверки и срок его исполнения истекает после составления справки.
Из взаимосвязанного толкования статей 88–89, 93, 93.1 и 101 НК РФ следует, что истребование документов допускается лишь в периоде проведения проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). То есть требование может быть направлено только в пределах сроков, предусмотренных для этих мероприятий. Доказательства, истребованные позже, не могут быть учтены при рассмотрении материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).
Изложенное свидетельствует о том, что контролеры вправе истребовать в последний день проверки документы, что, в свою очередь, свидетельствует о существовании у компании корреспондирующей обязанности представить их.
Кроме того, в течение двух месяцев со дня составления справки об окончании выездной проверки контролеры должны оформить акт по ее результатам (ст. 100 НК РФ). Этот срок свидетельствует, что законодатель учел возможность истребования документов в последний день проверки. Он дает разумное время для получения налогоплательщиком требования и его исполнения, а также анализа налоговиками представленных бумаг. Другой вывод свидетельствовал бы об установлении излишне продолжительного времени для составления одного документа, содержащего отражение уже совершенных контрольных мероприятий.
Ранее окружные суды поддерживали налогоплательщиков
Контролеры и раньше настаивали на том что истребование документов в последние дни проверки правомерно (письма Минфина России от 13.02.08 № 03-02-07/1–58, от 17.01.08 № 03-02-07/1–19). Даже когда срок исполнения такого требования выходит за рамки выездной проверки.
А вот суды единогласно высказывались в пользу налогоплательщиков. По их мнению, после составления справки по результатам проверки проведение мероприятий налогового контроля прекращается. Для налогоплательщика это означает прекращение его обязанностей, связанных с проведением проверки (постановление ФАС Уральского округа от 24.02.14 № Ф09-8/14).
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Уральского от 24.04.14 № Ф09-2082/14,Волго-Вятскогоот 09.09.13 № А82-1776/2012, от 27.02.12 № А29-164/2011 (оставлено в силеопределением ВАС РФ от 20.07.12 № ВАС-8442/12), Северо-Западного от 27.08.13№ А56-57329/2012, Западно-Сибирского от 26.12.12 № А81-1153/2012 округов. Однако после вынесения решения ВС РФ ситуация, скорее всего, изменится в пользу контролеров.